Пятница, Апр 28

Ансамбль Регистан

Все города планеты, подобно людям, имеют свой неповторимый облик, свою душу, характер и, наряду с этим, свою, присущую только себе, жизнь. Не является исключением из этого считающийся одним из древнейших и вечно юных городов лика земли - Самарканд.   

Как и первые очаги мировой цивилизации и культуры Вавилон, Мемфис, Афины, Рим, Александрия и Византия, древний Самарканд пережил очень много трагических событий и потрясений, многократно разрушался и восставал из руин. Выгодное географическое положение, благоприятный климат, полноводность естественных источников целебной воды, называемой самаркандцами «Оби Рахмат» («Священная вода»), близость гор, в которых в изобилии водятся дикие птицы и всякая живность, то что, тут же рядом, с городом несет свои воды золотоносная река Зеравшан (в давние времена по реке преспокойно сплавляли лес, срубая растущие в горах деревья), все это способствовало заселению этой священной земли еще в глубокой древности, возведению здесь оборонительных стен крепости, курганов, строительству величественных зданий и дворцов.  

      С первых дней Самарканду суждено было пережить кипучую, порой трагическую, а порой- яркую и светлую историю. Этот  великий город  видел  на своих улицах и площадях полудикие племена саков и  массагетов, греко-македонских завоевателей, толпы беспощадных кара  китайцев, испытал истребительное нашествие арабских полчищ. Огнем и мечом пронеслись по мирной жизни города орды кровожадного Чингиз - хана. В эпоху великого полководца, сахибкирана Амира Темура Самарканд превратился  в благоустроенную и цветущую столицу огромной империи, границы которой простирались от реки Инд до Босфорского пролива. А в период правления любимого внука Амира Темура, известного просветителя, великого ученого- астронома Мирзо Улугбека  Самарканд  превратился  в один из знаменитых городов средневековья с развитой наукой и культурой, слава о нем разнеслась на весь мир.                                                                                                                        

      «Эдем древнего Востока», «Драгоценная жемчужина исламского мира»,  «Рим Востока», «Сияющий лик земли»- такими пышными эпитетами наделяли Самарканд  в  средневековье, вознося  его до  небес  поэты, историки   и  географы  Ирана, Рима,   Китая,  Византии,  Египта.    Справедливо  воспевали  и   называли  Самарканд  бесценным  сокровищем  культуры  народов  Востока,  колыбелью  исламского  зодчества.  До  наших  дней  сохранились  созданные  мозолистыми  руками зодчих  несравненные по  красоте,  неповторимые  исторические  архитектурные  памятники.      Не   являются  ли  эти  самые  памятники  культуры   плодами     великого  и  кропотливого  труда  простонародья,  обыкновенных  людей – каменщиков,  плотников,  штукатуров,  резчиков  по  ганчу,  по  камню,  по  дереву,    художников  и  мастеров  миниатюры  и  если  на  то  пошло, непревзойденным  наследием  их  творчества.



       По  большому  счету,  архитектурные  памятники,  благоустроенные  улицы,  проспекты  и  площади,  гузары  и   махалли,  поражающие  взор  торговые  ряды -  все  это,  несомненно,  настоящие  золотые  страницы,   перелистывая       которые,  все  глубже   проникаешь  в  далекое  прошлое   нашего   великого  края.  Возможно  ли  не   восхищаться   великолепием   роскошной   мечети   Биби – ханым,  бирюзовым   куполом   мавзолея   Гур – Эмир,  не  имеющим  себе  равных  по  красоте   ансамблем   Шахи – Зинда,  несравненным   архитектурным   комплексом   на   площади   Регистан,   вобравшим   в   себя   медресе   Улугбека,   медресе   Шердор   и   медресе   Тилля – Кори,  всемирно   известной   обсерваторией   Мирзо   Улугбека   и   такими   памятниками,   как   Ишратхона, Ходжа Абду Дарун, Ходжа Абду Берун и другими.  

       Эти  поистине   народные   жемчужины  по   своей   исторической   и   научно – художественной   ценности   по   праву  стоят   в   истории   мировой   архитектуры   в   одном   ряду   с   известными    памятниками   зодчества   Египта,   Индии,   Ирана,   античной   Греции   и   древнего   Рима.  Самарканд   заслужил   огромную   мировую   славу   и   своими твореньями  мастеров прикладного   искусства.  Это   настенная   роспись,   резьба   по   ганчу,   по  дереву,   чеканка,   золотошвейное   дело,   ковроткачество,   шелкопроизводство   и   другие   ремесла.

       На  Восток   и   Запад  славились   изготовленные   из   золота   и   серебра   ювелирные   изделия – украшения – бусы,   серьги   и   кольца,   отчеканенные   с   изяществом   медные   кумганы,   керамические   блюда   с   разрисованными   красочно   пейзажами,   атласные   сюзане,   шелковистая    бумага,   чудесный   цветастый   хан – атлас,  вышитые   со   вкусом   тюбетейки   и   изящная    обувь.    

        Целым   рядом,   присущих   только   самаркандской   школе,      отличалась  пользующаяся   огромной    славой   за   пределами   Центральной    Азии   художественная    керамика    Самарканда.  И   сегодня    изделия,   изготовленные    ремесленниками   Самарканда,    украшают    экспозиции    многих   известных    музеев    мира.

        Площадь   Регистан,   признанная,   как   «Лоск   лика   земли»,   является   своеобразным   и   подобающим   зеркалом   знаменитого   Самарканда – столицы   империи,  в   которую   Амир   Темур   объединил    двадцать   семь   государств.   Слово    «Регистан»   взято   из   персидско – таджикского   языка   и   означает  «песчаное    место».  На   основе   исторических    сведений   и   точных   научных   археологических   материалов   можно   утверждать,   что   здесь   с   юго – востока    на    северо -  запад   протекал   огромный   арык.   Со   временем   его   воды  исчерпались   и   осталось   лишь   песчаное   русло. Отсюда   и   пошло   название   «Регистан».

     В   14  веке,   в   период   правления  Сахибкирана   Амира   Темура,  на   месте   площади   Регистан    располагался   Центральный   рынок. С  этого   времени   Самарканд стал известным во всем мире центром науки и ремесленничества, поэтому со всех концов света вокруг Мирзо Улугбека собирались просвещенные люди,  ученые, съезжалось сюда бесчисленное множество паломников и среди них купцы, которые закупали здесь знаменитую самаркандскую бумагу, ремесленные изделия и товары, так как на месте площади Регистан был центральный рынок.

  А все караванные пути переплетались друг с другом на считающейся северным центром Самарканда площади Регистан. Она была торговой улицей. Через ювелирный ряды крепость была связана с Куксароем и Бустонсароем. В течение веков Регистан трижды менял свои сооружения, свой облик.  Сначала при попечительств  жены Амира Темура Туманоки здесь строится огромное крытое сооружение с куполообразной крышей для торговли головными уборами.

  В годы правления Мирзо Улугбека осуществляются работы по перепланировке реконструкции площади. Из-за того, что эти места были переданы в вакуф, все торговые ряды были перемещены на другую территорию. В западной части площади было возведено считающееся первым зданием медресе Улугбека.

  А в 1424 году напротив медресе Улугбека было построено в стиле (в форме) «Птицы» Хонака   Улугбека.  По отношению  к фасаду медресе главный фасад ханака был короче, потому что в юго-западной части хонака располагался мазар Имама Жафари Садика, бывшего местом паломничества с древности. Перед широким фасадом и величественными минаретами медресе возвышались пештоки  хонака с большим куполом. В северной части площади с учетом необходимых потребностей по указу Мирзо Улугбека  был заново построен величественный и царский  караван-сарай Мирзойи. Караван-сарай, подобно строению медресе Тиля-Кори, состоял из двора с широкими бостарма и худжрами.

  В 30-х годах XV века наставник Шохруха Мирзо (сын великого Амира Темура), видный деятель той эпохи Алика Кукалдош по согласованию  хокимов и представителей духовенства возводит соборную мечеть  города. Мечеть была построена в форме прямоугольника (приблизительно 90х60 м) и состояла из пышного двора крытого двумястами десятью куполами. Остатки здания были обнаружены в 1936 году во время планировки грунта в целях строительства площади Регистан.

  В ряду мечетей, на месте помещения светозвукопанорамы, близкого к фонтану в стороне медресе Улугбека располагалась не очень большая, состоящая из  более десяти деревянных конструкций «Мечеть Мукаттаъ». Наряду с этим к западу от медресе, хонако и караван-сарая на площади Регистан по велению  Мирзо Улугбека была построена самая уникальная не только в Самарканде, но и на всем востоке баня, коренным образом отличающаяся от других сооружений такого рода. Она была названа «Хаммоми Мирзойи». Как приводится об этом здании в «Бабур-наме»:

  «Мирзо Улугбек построил в данном медресе хонако одну баню с хорошим холодом. Известна она под названием «Мирзойи» и украшена разного сорта камнями и бани, подобной этой нет в Хорасане и Самарканде». В эпоху Мирзо Улугбека Регистан превратился в общественный центр города Самарканда. Здесь проводились смотры, зачитывались государственные указы, праздновались Курбан-байрам и Рамазан-хайит. Если иметь в виду, что шесть торговых путей переплетались именно здесь, то в этот период Регистан превратился в настоящий центр торговли и ремесленничества.

  Уместно подчеркнуть, что архитектурный ансамбль Регистан в Самарканде до наших дней остается совершенным венцом произведений градостроительного искусства. В оригинальной форме от этого венца до нас дошло только медресе Улугбека, остальные нынешние здания ансамбля построены в XVII веке хокимом города Баходиром Ялангтушем в целях полного восстановления комплекса. Комплекс прекрасный и величественный, однако, пространственное и взаимное расположение его упрощено по сравнению с Регистаном XV века. Однако, на основании  исторических данных можно представить общую структуру и взаимное расположение зданий того времени.

www.registon.uz