Пятница, Апр 28

О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования


Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях кардинального повышения качества и эффективности учебного процесса в академических лицеях, концентрации в академических лицеях наиболее одаренных выпускников общеобразовательных школ, дальнейшего расширения условий для удовлетворения потребностей выпускников общеобразовательных школ в приобретении выбранных профессий и специальностей:

1. Принять предложения Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства культуры, Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, предусматривающие реализацию мер по оптимизации количества функционирующих в республике академических лицеев, коренному улучшению качества учебного процесса в академических лицеях, в частности:

упразднение четырех академических лицеев со сравнительно низким уровнем материально-технической и учебно-педагогической базы согласно приложению № 1 с прекращением приема учащихся на 1-е курсы упраздняемых академических лицеев с 2017/2018 учебного года;

поэтапное преобразование 54 академических лицеев с наиболее низкими показателями деятельности в профессиональные колледжи согласно приложению № 2;

завершение в установленном порядке обучения контингента учащихся 2-х и 3-х курсов преобразовываемых академических лицеев по действующим учебным программам и условиям обучения в зданиях преобразовываемых академических лицеев;

программу мер по дальнейшему повышению эффективности учебного процесса и повышению показателей поступления выпускников академических лицеев в высшие образовательные учреждения согласно приложению № 3.

2. Считать наряду с ранее возложенными важнейшими задачами и направлениями деятельности академических лицеев:

отбор наиболее одаренных учащихся общеобразовательных школ, дальнейшее развитие их интеллектуальных способностей и целевую углубленную подготовку к продолжению обучения в высших образовательных учреждениях;

создание образовательной среды, способствующей раскрытию и активизации творческого потенциала учащихся, формирующей и развивающей навыки самостоятельной деятельности в процессе получения знаний с учетом индивидуальных талантов и особенностей, а также способностей каждого учащегося;

внедрение современных форм организации и постоянное обновление содержания образовательного процесса с учетом опыта передовых отечественных и зарубежных образовательных учреждений.

3. Установить, что:

по завершении обучения учащиеся 2-х и 3-х курсов преобразовываемых академических лицеев сдают итоговую государственную аттестацию и получают дипломы выпускника академического лицея государственного образца в близлежащих академических лицеях с аналогичными направлениями обучения;

численный состав учебных групп в академических лицеях формируется в количестве не более 26 учащихся;

практические, лабораторные и семинарские занятия в академических лицеях по предметам углубленного изучения (по направлениям образования) проводятся в подгруппах, создаваемых путем деления групп на две подгруппы;

привлечение работников к педагогической деятельности в академических лицеях осуществляется на конкурсной основе из числа лиц, имеющих высшее образование и непрерывный стаж педагогической работы не менее 5-ти лет;

предложения по кандидатурам для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей директоров академических лицеев в Республиканскую комиссию по подбору, назначению и аттестации руководящих кадров органов управления системы среднего специального, профессионального образования вносятся ректорами высших образовательных учреждений, к которым прикреплены академические лицеи;

с 2017/2018 учебного года обеспечение учащихся академических лицеев учебниками по общеобразовательным предметам осуществляется на арендной основе за счет внебюджетного Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан, за исключением учащихся из малообеспеченных семей, обеспечение которых учебниками по общеобразовательным предметам осуществляется на бесплатной основе за счет бюджетных средств;

выпускникам академических лицеев присваиваются отдельные специальности, не требующие специальной углубленной подготовки, по перечню согласно приложению № 4.

4. Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти на местах:

в месячный срок разработать и утвердить порядок присвоения специальностей выпускникам академических лицеев, а также образец сертификата государственного образца о присвоении специальности выпускникам академических лицеев;

в двухмесячный срок разработать и утвердить положения о порядке приема на работу преподавателей в академические лицеи на конкурсной основе, а также о порядке обеспечения учащихся академических лицеев учебниками;

в трехмесячный срок с учетом накопленного положительного опыта критически переработать и утвердить в установленном порядке учебные планы и программы академических лицеев, предусмотрев перераспределение часов по предметам углубленного изучения с увеличением их количества на 3-м курсе обучения;

обеспечить качественную организацию учебно-воспитательного процесса в преобразовываемых учреждениях среднего специального, профессионального образования, с учетом перераспределения контингента учащихся, укомплектование их высококвалифицированными преподавательскими кадрами, оснащение необходимым учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой, учебно-нормативными документами, учебной и методической литературой в соответствии с направлениями подготовки кадров.

5. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, заинтересованным министерствам и ведомствам, имеющим в ведении высшие образовательные учреждения, оказывать на системной основе всестороннюю методическую и практическую помощь прикрепленным академическим лицеям в повышении качества образовательно-воспитательного процесса, а также в повышении квалификации преподавательского состава академических лицеев.

6. Предоставить руководству высших образовательных учреждений право приобретать для прикрепленных академических лицеев за счет внебюджетных средств высших образовательных учреждений (кроме поступлений за обучение на платно-контрактной основе) учебно-лабораторное оборудование, расходные материалы, компьютерную и другую оргтехнику, учебники и учебные пособия.

7. Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и утвердить Положение, предусматривающее порядок прикрепления академических лицеев к государственным специализированным общеобразовательным учреждениям с углубленным изучением отдельных предметов и механизм практического взаимодействия между ними в рамках проведения работы с одаренными учащимися, с соблюдением принципов непрерывности и преемственности образования.

8. Министерству экономики, Министерству финансов, Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента при формировании проекта ежегодной Инвестиционной программы Республики Узбекистан и адресных списков строек предусматривать выделение средств на строительство новых учебных мастерских для профессиональных колледжей, создаваемых на базе академических лицеев.

9. Узбекскому агентству по печати и информации, Министерству финансов, Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан обеспечить эффективную организацию разработки и выпуска качественных современных учебников необходимым тиражом и по наименованиям с учетом ежегодно формируемых Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан прогнозных квот, в том числе имея в виду свободную реализацию учебников через розничную сеть.

10. Принять предложение Министерства финансов, Министерства высшего и среднего специального образования, Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о приравнивании размеров почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава высших образовательных учреждений, привлекаемого на условиях почасовой оплаты труда к преподавательской деятельности в академические лицеи, к размерам почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий со студентами высших образовательных учреждений.

11. Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан в его параметрах предусматривать необходимые ассигнования на покрытие расходов, связанных с выполнением настоящего постановления, в пределах средств, выделяемых по отрасли «Просвещение».

12. Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

обеспечить приведение ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с положениями настоящего постановления.

13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Юнусходжаева А.Н.


Президент Республики Узбекистан                                          Ш.Мирзиёев


Город Ташкент, 14 марта 2017 года.


* * *


КОММЕНТАРИЙ

к постановлению Президента Республики Узбекистан
«О мерах по дальнейшему совершенствованию
деятельности образовательных учреждений
среднего специального, профессионального образования»

С первых лет независимости в нашей стране вопросам развития системы образования уделяется внимание на уровне государственной политики, осуществляется широкомасштабная деятельность по предоставлению молодому поколению образования в соответствии с международными стандартами, воспитанию духовно и физически развитой личности, реализации ее способностей и интеллектуального потенциала, утверждения в сердцах наших детей чувства преданного и самоотверженного служения Родине.

В результате последовательной реализации целей и задач Закона Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальной программы по подготовке кадров в стране создано более 1,5 тысячи средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.

Сегодня в 1411 профессиональных колледжах нашей страны молодые кадры осваивают современные знания по нескольким специальностям.

На базе высших учебных заведений организовано 144 академических лицея, в которых ведется обучение по направлениям точных, естественных, общественно-гуманитарных дисциплин, иностранных языков, культуры и искусства. Обучение ведется в аудиториях, оснащенных современным учебно-лабораторным оборудованием, с применением современных педагогических и информационных технологий. Ежегодно академические лицеи заканчивают в среднем 35 тысяч юношей и девушек.

Анализ деятельности академических лицеев республики с точки зрения перспективного развития регионов с учетом территориальных, демографических, экономических и других социальных факторов показывает, что работа лицеев по профессиональному ориентированию выпускников в выборе высших учебных заведений неудовлетворительна. В настоящее время возникла необходимость в принятии ряда мер по оптимизации количества академических лицеев, повышению качества и обновлению содержания образования, улучшению показателей поступления выпускников академических лицеев в высшие образовательные учреждения.

В целях системного решения имеющихся в данной сфере проблем принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности образовательных учреждений среднего специального, профессионального образования».

Данным постановлением предусмотрена реализация конкретных мер, направленных на кардинальное повышение качества и эффективности образования в академических лицеях, обеспечение концентрации в них наиболее одаренных выпускников общеобразовательных школ, дальнейшее улучшение условий для удовлетворения потребностей выпускников общеобразовательных школ в освоении выбранных профессий и специальностей:

будут упразднены 4 академических лицея, материально-техническая и учебно-методическая база которых не отвечает современным требованиям, а 54 академических лицея, расположенные вдали от высших образовательных учреждений и имеющие низкие показатели поступления выпускников в вузы, будут поэтапно преобразованы в профессиональные колледжи;

при формировании проекта Инвестиционной программы и адресного перечня запланированных для строительства объектов особое внимание будет уделено выделению средств на строительство новых учебных мастерских для профессиональных колледжей, которые будут созданы на базе академических лицеев;

учащиеся 2-го и 3-го курсов преобразуемых в профессиональные колледжи академических лицеев по завершении обучения пройдут итоговую государственную аттестацию и получат дипломы выпускников академического лицея государственного образца в близлежащих академических лицеях с аналогичными профилями образования;

для более широкого привлечения высококвалифицированных профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений к преподаванию в академических лицеях размер почасовой оплаты их педагогической деятельности в лицеях будет приравнен к размеру почасовой оплаты труда в вузах;

руководствуясь принципами непрерывности и преемственности образования, между специализированными государственными общеобразовательными учреждениями с углубленным изучением отдельных предметов и академическими лицеями будет налажен механизм эффективного взаимодействия в рамках целевой работы с одаренными учащимися.

В целях дальнейшего повышения качества образования в академических лицеях, создания необходимых условий для эффективного использования в учебном процессе передовых педагогических методик и технологий, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и мультимедийных средств:

учебные группы будут формироваться составом не более 26 учащихся;

практические, лабораторные и семинарские занятия по углубленно преподаваемым предметам (направлениям образования) будут проводиться в подгруппах, создаваемых путем деления групп на две малые группы;

педагогический состав будет формироваться из лиц с высшим образованием и стажем непрерывной педагогической деятельности не менее 5 лет, избранных на конкурсной основе.

Еще одним важным решением является выдвижение кандидатур на замещение вакантных должностей директоров академических лицеев ректорами высших образовательных учреждений, к которым прикреплены академические лицеи.

Начиная с 2017/2018 учебного года, обеспечение учащихся академических лицеев учебниками по общеобразовательным предметам будет осуществляться на арендной основе за счет средств внебюджетного Республиканского целевого книжного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан. Учащимся из малообеспеченных семей будут выделены учебники по общеобразовательным предметам на бесплатной основе за счет бюджетных средств.

Выпускникам академических лицеев будут присваиваться определенные специальности, не требующие специальной углубленной подготовки.

В документе также предусмотрены отдельные меры, направленные на повышение качества образования и обеспечение продолжения выпускниками академических лицеев получения образования в высших учебных заведениях:

расширение доступа учащихся академических лицеев к информационно-ресурсным центрам и другой материально-технической базе высших образовательных учреждений;

разработка в каждом академическом лицее, с учетом индивидуальных способностей учащихся, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, программ, нацеленных на творческое и самостоятельное получение знаний;

организация патронажа педагогических кадров академических лицеев со стороны кафедр, опытных профессоров и преподавателей высших образовательных учреждений;

разработка критериев оценки деятельности высших образовательных учреждений, исходя из эффективности их взаимодействия с закрепленными за ними академическими лицеями, в том числе проводимой работы по организации семинаров-тренингов, внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, обучению иностранным языкам, проведению мастер-классов с участием опытных профессоров и преподавателей, оказанию научно-методической помощи преподавателям академических лицеев.

На поэтапную организацию профессиональных колледжей на базе академических лицеев, строительство и оснащение мастерских, а также повышение заработной платы профессоров и преподавателей, работающих в академических лицеях на почасовой основе, будут направлены средства из Государственного бюджета.

Реализация предусмотренных в постановлении мер будет способствовать дальнейшему повышению качества образования и эффективности обучения в академических лицеях, осуществлению всесторонней поддержки и стимулирования одаренных выпускников общеобразовательных учреждений, целенаправленному выбору и глубокому овладению ими выбранных специальностей.